Партнеры Живи добром

Возраст не помеха («Крёстная мама», реж. Жан-Поль Саломе)


Муж Пасьянс (Изабель Юппер) умер лет двадцать назад, оставив в наследство долги. Дочери выросли. Мать постарела и нуждается в специализированном уходе, на который у вдовы нет средств. Но все меняется в одночасье. Переводчица с арабского, работающая на отдел по борьбе с наркотиками, «прикарманила» гашиш на крупную сумму и теперь сбывает дурь по доступным ценам. Жизнь стала веселее, жизнь стала опаснее: Пасьянс сорит деньгами и бегает от полиции и наркомафии.


«Крёстная мама». Источник: «Capella Film»


При работе над экранизацией романа Аннелор Кейр режиссер Жан-Поль Саломе выбрал непревзойденную тактику, пригласив на главную роль Изабель Юппер. Где бы ни хромал сценарий – уже не важно: она завораживает и вытягивает любой фильм. За 67-летней актрисой с каждым новым проектом становится все интереснее наблюдать. Соединить в одном образе детскую чистоту и наивность с хищной хваткой уставшей от рутины и бедности женщины предпенсионного возраста? – да, пожалуйста. Пасьянс в исполнении Юппер и хрупка, как фарфоровая статуэтка, и прет, как танк, ради лишнего евро в кармане. Она смешна, карикатурна, нервозна, а еще ее очень жаль – утратившая способность подпускать к себе людей, героиня фильма сама не понимает, как одинока.

Юппер играет женщину, у которой необходимость расплачиваться за чужие долги украла лучшие годы. Двадцать лет она не жила, а платила по счетам и теперь вспоминает, как ей было хорошо в детстве. Ее отец сколотил состояние не совсем честным образом. Муж тоже был связан с криминалом. В ее памяти остались драйв и незнание того, что нужно себя ограничивать во всем, чтобы выжить, читай – «золотые дни» и в придачу с ними сбившийся напрочь этический ориентир. Пасьянс инстинктивно чувствует, что любые деньги могут купить счастье, если счастье – это вкусная еда, красивая одежда, здоровье близких и путешествия. Преступный мир оставил след в ее ДНК как забавная игра. Когда дети покинули дом, а мать положила на полку рассудок, терпение Пасьянс лопнуло, она вновь хочет разыграть партию.


«Крёстная мама». Источник: «Capella Film»


Писательница Аннелор Кейр не понаслышке знает быт криминала – она адвокат по уголовным делам. В киноверсии ее близкое знакомство с преступным миром если и отображается, то каким-то причудливым образом: приключения Пасьянс – невероятное везение на фоне плохой работы спецотдела. «Крестной маме» как нуару о преступном мире наркоторговли не веришь – слишком много условностей и допущений. Авантюра, затеянная переводчицей, превратилась в комедийный сюжет, не собирающийся читать лекции о вреде употребления запрещенных веществ и о том, какой ад на земле ждет людей, оступившихся и решивших связать свою судьбу с наркотиками.

Разве что Париж в фильме Саломе не открыточно прекрасное место, а неуютный, грязный и серый город, словно настоящий преступник – это он, а не толпы дилеров, наркоманов и мать двоих взрослых дочерей, решившая разбогатеть на гашише. По его улицам ходят представители разных национальностей и культур – и все пытаются обустроиться получше. Кто-то торгует контрафактом и заключает сомнительные сделки по продаже жилья, кто-то перевозит через океан отраву, кто-то пытается вести законопослушный образ жизни, но окружение не дает возможности спать спокойно.


Елена Громова



 

Рекомендуем

Кино. Премьера. "Экипаж"
Усталость от бега на месте: Россия в фильмах Андрея Звягинцева
Константин Плужников: «В Центре современного искусства я нашел свой Эдем»
Концерт Дениса Мацуева «Джаз в кругу друзей»
Мы достигли точки назначения. «Одиссей. Красная рапсодия Х» на фестивале Solo
«Импровизационный БАТЛ. Дети»
67-й Берлинский кинофестиваль. "Дикая мышь", реж. Йозеф Хейдер
Волшебное обаяние Аделины Патти
Марк Донской: «Мы умеем любить, потому что мы убеждены, что каждое человеческое существо содержит в своей душе много добра нужно только уметь его открыть!»
Монолог режиссера. Миммо Калопрести